Экскурсия как эффективная форма обучения и воспитания учащихся

Если детям сообщить, что вместо традиционного урока будет экскурсия, это вызовет всеобщий восторг. Отчасти это связано с тем, что можно не беспокоиться по поводу внезапной контрольной или устного опроса. Но любовь к экскурсиям определяется не только относительной свободой, предоставляемой ученикам во время прослушивания материала или демонстрации изучаемых процессов. В какой-то момент детям становится по-настоящему интересно, они полностью погружаются в изучаемую тему. Однако эффективность усвоения урока во многом зависит от качества организации процесса и доступности изложения.

Принципы организации познавательной экскурсии

Экскурсии основаны на принципах научности, достоверности, объективности, связи теории с практикой, активности участников. У познавательного мероприятия несколько целей:

1. изучение явлений или событий в их взаимосвязи;
2. укрепление коллективных отношений;
3. воспитание личностных качеств (патриотизм, нравственность, духовность);
4. формирование потребности к освоению наук и получению знаний;
5. подготовка к практической деятельности.

Экскурсии по изучению родного края проводились в гимназиях уже в XVIII веке, по инициативе наиболее передовых педагогов. Позднее форма экскурсионного обучения активно стала применяться при изучении географии, естествознания, некоторых других дисциплин.



Из истории школьных экскурсий

Школьная экскурсионная методика была разработана в начале XX века русскими учителями и методистами, в число которых входили такие известные представители педагогической науки: Кайгородов, Звягинцев, Аржанов, Анциферов, Тарасов, Райков.
С 1910 года географические уроки-экскурсии стали обязательной составляющей процесса обучения. Наблюдения и выводы педагоги публиковали в журналах «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант», «Экскурсионный вестник». Методика непрерывно совершенствовалась и корректировалась, при этом сохранялся ее главный принцип, который русские педагоги назвали «путешественность».
Географические экскурсии дают возможность близко и конкретно увидеть предметы живой и неживой природы, наглядно проследить закономерности, самостоятельно произвести измерения и опыты (либо пронаблюдать, как эти действия выполняет учитель в условиях естественного ландшафта). Ученики познают окружающий мир в его многообразных проявлениях, что способствует формированию ассоциативного мышления, пониманию причинно-следственных связей, эстетических чувств.

Форматы проведения экскурсий

Познавательную экскурсию можно рассматривать как систему последовательных и взаимосвязанных действий:
прохождение маршрута;
наблюдение;
изучение объектов;
закрепление знаний.
Экскурсии могут быть ознакомительными (проводятся до начала изучения материала) и завершающими (организуются после изучения темы с целью закрепления полученных знаний). В течение занятия школьники слушают педагога и выполняют необходимые действия, которые помогают лучше усвоить и осмыслить учебный материал.
Пешеходные экскурсии предусматривают изучение одного или нескольких объектов на открытой местности (чаще всего, так проводятся уроки географии).
Второй вариант проведения экскурсионных занятий – посещение тематического объекта (музея, выставки, парка, научного центра, предприятия, сельскохозяйственной фермы и т. д.) и прослушиванием рассказа специалиста.
Третий вариант – посещение объектов, где проводятся практические занятия (мастер-классы).
В каком бы виде не проводилась экскурсия, все участники взаимодействуют между собой: обсуждают новый материал, высказывают мнение, отвечают на вопросы. Такой формат проведения занятий способствует формированию общности чувств и настроений, поскольку существует обратная связь между слушателями и педагогом.

Взаимодействие экскурсовода и участников

Для поддержания интереса к учебному материалу педагоги используют различные приемы. Например, выбирают желающих для проведения экспериментов, измерений и прочих действий, соответствующих тематике экскурсии. Остальные участники наблюдают, насколько хорошо и правильно одноклассникам удается выполнить требуемые действия. К процессу подключается все больше и больше школьников – всем хочется попробовать свои силы, выполняя определенное здание.
Продуманное взаимодействие педагогов и учеников лежит в основе познавательной экскурсии. Педагог (воспитатель) должен уметь вызывать интерес к темам (а они не всегда кажутся детям увлекательными), акцентировать внимание на важных моментах, не допускать дезорганизации и потери внимания к изучаемому предмету.

Результаты экскурсионного обучения

Экскурсии, как форма обучения и воспитания, обладают рядом важных преимуществ:
укрепляют дисциплину;
формируют умение приспосабливаться к окружающей обстановке, находить выход из нестандартных ситуаций;
способствуют формированию внимательности, ответственности и коллективных навыков;
воспитывают трудолюбие.
Каждая экскурсия имеет специфические особенности и требует серьезной подготовки со стороны педагога и учеников.

Экскурсии по родному краю

Краеведение является предметом, который невозможно представить без экскурсий. Только во время пеших прогулок можно в полной мере оценить красоту природы, увидеть особенности ландшафта и внимательно рассмотреть культурно-исторические объекты.
На уроках биологии школьники изучают растительный и животный мир края. История и литература не обходятся без посещения местных музеев, где дети узнают о выдающихся земляках, внесших значительный вклад в развитие отечественной науки.
Экскурсии играют роль наглядного дополнения к традиционным урокам. В ходе совместных путешествий учитель обязательно рассказывает дополнительный тематический материал, которого нет в учебнике. Это способствует расширению кругозора, формирует желание узнать больше и поделиться знаниями с окружающими.
Воспитание школьников на экскурсиях, посвященных истории Уральского края, способствует формированию чувства гордости за героизм и стойкость народа, его трудовые и ратные подвиги. Рассматривая фотографии, документы, книги, костюмы и другие экспонаты, представленные в Краеведческом музее, школьник испытывает чувство сопричастности к своей земле, ее истории, традициям и героям.

Развитие творческих способностей

Закрепление материала после посещения экскурсии проводится на следующий день. Школьникам предлагают описать впечатления, систематизировать полученные знания и сделать выводы. В детских садах дети рисуют и пересказывают материал, отвечают на вопросы педагога. Экскурсии всегда способствуют развитию творческих способностей: у одних хорошо получается излагать мысли на бумаге, другие красиво рисуют или выразительно рассказывают.
Знания, полученные на экскурсиях, становятся отправной точкой для дальнейшего изучения предмета. Чем чаще дети посещают культурно-исторические объекты, тем шире их познания об окружающем многообразном, сложном мире, дарящем уникальные возможности для реализации своих способностей. Это лучший способ оторвать ребенка от манящего виртуального мира, который завладевает умами детей с детсадовского возраста. Реальная действительность намного интереснее и глубже, а хорошая экскурсия сможет наглядно это доказать.

Краеведение для самых маленьких

Любовь к своему городу, краю, Отечеству закладывается в глубоком детстве. Ребенок на подсознательном уровне привыкает к природному ландшафту, архитектуре, климату, диалекту. Формируется нравственная и духовная связь с местом проживания.
В этом возрасте важно непрерывно знакомить ребенка с особенностями и достопримечательностями родной земли. Наиболее удачным вариантом воспитательных экскурсий для малышей является игровая форма. В летнее время лучше вывозить ребят на природу, где можно организовать конкурсы, соревнования, викторины. Вопросы для детей младшего возраста касаются тематики русских народных сказок и былин, связанных с Уралом.
Чтобы прогулка была яркой и запоминающейся, можно пригласить артистов, играющих роль Лешего, Водяного, Бабы Яги. Обитатели лесных чащ много интересного знают об уральском крае. Дети узнают, какие деревья растут в лесах, какие полезные ягоды и травы собирают знахари, как называются реки и озера, чем знамениты наши горы.
В Парке Сказов, например, дети увидятся, узнав, как выглядят избы жителей разных народностей, как организовано фермерское хозяйство (подворье бабы Нины), какие сокровища таят Уральские горы (об этом поведает сама хозяйка Медной горы). Все полученные знания, заложенные в детстве, сохраняются в памяти на всю жизнь.
Чтобы познавательная программа не наскучивала, во время экскурсии проводятся спортивные игры и состязания. Группа разбивается на две команды, и ребята участвуют в эстафетах. Это полезно, весело и интересно.

Развитие творческих способностей

Закрепление материала после посещения экскурсии проводится на следующий день. Школьникам предлагают описать впечатления, систематизировать полученные знания и сделать выводы. В детских садах дети рисуют и пересказывают материал, отвечают на вопросы педагога. Экскурсии всегда способствуют развитию творческих способностей: у одних хорошо получается излагать мысли на бумаге, другие красиво рисуют или выразительно рассказывают.
Знания, полученные на экскурсиях, становятся отправной точкой для дальнейшего изучения предмета. Чем чаще дети посещают культурно-исторические объекты, тем шире их познания об окружающем многообразном, сложном мире, дарящем уникальные возможности для реализации своих способностей. Это лучший способ оторвать ребенка от манящего виртуального мира, который завладевает умами детей с детсадовского возраста. Реальная действительность намного интереснее и глубже, а хорошая экскурсия сможет наглядно это доказать.

Куда сходить с ребенком в Екатеринбурге
Екатеринбург – один из крупнейших городов России.
Летом наступает сезон оздоровления и длительного отдыха для детей.
Где отдохнуть с ребенком на летних каникулах
Дата публикации: 26 мая 2022
Время прочтения: 9 минут
Дата публикации: 26 мая 2022
Время прочтения: 9 минут
Идеи для тематических вечеринок для детей на день рождения
День рождения – любимый детский праздник.
Дата публикации: 26 мая 2022
Время прочтения: 9 минут
Читайте также